КАСТА
Как создавался стиль.
Группа, название которой многое говорит даже людям от рэпа далеким, возникла в Ростове-на-Дону в 97-м. То было время, когда рэп только делал первые нетвердые шаги, вербуя немногочисленных поклонников. Теперешняя Каста –Влади, Шым, Хамиль, Змей– выкристаллизовалась не сразу. Ростовские парни, в полной мере чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, они просто любили рэп, и сначала лишь слушали, искали единомышленников, а отыскав, задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати в маленьких ростовских клубчиках, отличавшихся свойской атмосферой единодушия. Тогда Каста объединяла несколько групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а выступления отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.Группа, название которой многое говорит даже людям от рэпа далеким, возникла в Ростове-на-Дону в 97-м. То было время, когда рэп только делал первые нетвердые шаги, вербуя немногочисленных поклонников. Теперешняя Каста – Влади, Шым, Хамиль, Змей – выкристаллизовалась не сразу. Ростовские парни, в полной мере чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, они просто любили рэп, и сначала лишь слушали, искали единомышленников, а отыскав, задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати, что происходили в маленьких ростовских клубчиках, отличавшихся свойской атмосферой братства и единодушия. Тогда Каста объединяла несколько групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а выступления отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.
В самом конце 90-х рэпом в России, в Москве впервые занялись всерьез: в стране появились структуры, готовые оседлать зарождающийся интерес к хип-хопу. Мощные связи, доступ к телевидению; впоследствие на поверхность всплыла даже ключевая идея представителей шоу-биза от рэпа – "монополия на рэп" в стране. Реакция слушателей на штампованный и ненатуральный хип-хоп конца 90-х была неадекватной. Очень быстро сформировалось мнение, что рэп это нелепые штаны, возгласы "Йо!" и, если обобщать, – нечто несерьезное, вызывающее насмешки.
Каста показала, что у рэпа может быть другое лицо: живое, человечное. Что можно не копировать Запад, не подстраиваться под формат, можно говорить о понятных, но не пошлых вещах. Что можно найти своего слушателя невзирая ни на какие "монополии".
Первый кассетный тираж ("Трехмерные рифмы") они выпустили в 1999 году на собственные деньги. Альбом разлетелся по Югу России, чему поспособствовали и "пираты". Первый CD от Касты, сборник "В полном действии", вышел в 2000 году, когда их творчеством заинтересовалась компания "Видеосервис". А год спустя появился клип "На порядок выше", многих заставивший впервые отнестись к жанру всерьез.
Это был первый сингл с альбома "Громче воды, выше травы", пластинки, показавшей, что рэп способен быть совсем иным: продолжающим традиции российской поэзии и русского рока с их трепетным отношением к слову, с нешаблонным подходом к творчеству, с определенной моралью. Диск вышел на открытом при участии Касты независимом лейбле Respect Production, выросшем в одного из главных игроков на поле отечественного хип-хопа.
Вслед за альбомом Касты вышло две сольных пластинки от участников группы: Влади "Что нам делать в Греции"(2002) и Хамиль "Феникс"(2004). Каста занимала места в хит-парадах, не теряя почтения и в андерграунде. Каста первой в России получила награду в номинации "Лучшая рэп-группа" от зрителей двух главных музыкальных телеканалов. Это случилось в 2004-м на первой церемонии MTV RMA и в 2006-м на церемонии вручения наград Муз-ТВ, где впервые была представлена эта номинация.
И вот второй полноценный альбом Касты готов к выходу. Какой он? Совершенно точно – это не то же самое, что мы слышали пять лет назад. Группа взрослеет, ее творчество приобретает новые оттенки. Но меняясь в деталях, оно не утрачивает сути; не предавая прежних поклонников, находит отклик у следующих поколений ценителей хип-хопа.